Дыхательная гимнастика при аденоидах

Польза дыхательной гимнастики при лечении аденоидов

Дыхательная гимнастика при аденоидах – эффективный простой способ улучшить носовое дыхание, самочувствие, нормализовать кровообращение головного мозга. Упражнения показаны взрослым и детям, но чаще используются для лечения и профилактики аденоидов в педиатрии. Высокие клинические результаты достигаются в сочетании с медикаментозной терапией, физиопроцедурами.

Роль и эффективность дыхательной гимнастики

Основное показание к дыхательной гимнастике – аденоиды Iи IIстепени, именно на этой стадии патологического разрастания глоточной миндалины консервативная коррекция обоснована и нередко приносит положительные результаты. Простота и легкость выполнения дыхательных упражнений позволяет проводить гимнастику в любое удобное время. Благодаря регулярному выполнению лечебной физкультуры, наблюдаются следующие терапевтические эффекты:

  • улучшение мозгового кровообращения, легкость, ясность сознания;
  • повышение местного и системного иммунитета;
  • восстановление сна;
  • предупреждение дальнейшей гипертрофии носоглоточной миндалины;
  • профилактика синуситов, отитов.

Дыхательная гимнастика улучшает мозговое кровообращения

Дыхательные упражнения предупреждают расстройства, связанные с гипоксией головного мозга, улучшают когнитивные функции организма. Облегчение носового дыхания помогает справиться с осложнениями аденоидита, нормализовать кровообращение, на ранней стадии предупредить психоневрологические расстройства.

Принципы и основные правила

Главный принцип проведения дыхательной гимнастики – умеренность и системность. Перед началом занятий показана консультация специалиста, так как методы занятий для восстановления носового дыхания имеют противопоказания. Для достижения максимальных терапевтических результатов важно соблюдать ряд правил:

  • Возраст ребенка. Малыш должен понимать, что от него требуют, правильно дышать, контролировать силу вдоха. Обычно дети до 3 лет не различают разницу вдоха и выдоха через нос или рот.
  • Кратковременность. Ребенок не в состоянии сконцентрироваться на одном упражнении долгое время, поэтому занятия необходимо построить так, чтобы один цикл не превышал 10-15 минут. Чем младше ребенок, тем меньше должно быть времени на упражнения.
  • Творческий подход. Занятия выполняются намного проще, если цикл разнообразить играми и шутками.
  • Создание примера. Чтобы увлечь ребенка, взрослым необходимо взять на себя обязанности тренера и делать все упражнения вместе.

Если ребенок не хочет заниматься, испытывает дискомфорт, плаксив и раздражителен, лучше найти другое время для игр и дыхательной гимнастики. Насильное исполнение вряд ли приведет к положительному результату.

Методы проведения дыхательных упражнений

Все известные методики дыхательной гимнастики основаны на правильном проведении цикла упражнений, основанных на вдохе и выдохе. Вдыхание через нос обеспечивает глубокое поступление кислорода, а выдыхание регулирует выведение избыточного объема воздуха. В основе тактики занятий – максимальной глубокий вдох и самопроизвольное выдыхание через рот.

Продолжительность одного лечебного курса составляет 4 недели. При необходимости курс лечения увеличивают до 3 месяцев. Цикл выполняют ежедневно по 7-10 различных упражнений. По завершении курса делают перерыв в 1-2 месяца. Первые занятия больше подготовительные, на них изучают правила вдоха, ищут подход к ребенку. Дыхательная нагрузка начинается с малой до максимально возможной.

Метод дыхания Стрельниковой

Гимнастика Стрельниковой при аденоидах основана на повышении доступа кислорода к головному мозгу, тканям внутренних органов, способствует нормализации носового дыхания. Комплекс упражнений включает в себя:

  1. «Качаем насос». Исходное положение стоя, руки направлены книзу с сжатыми кулаками на уровне низа живота. На вдохе необходимо немного присесть, а на вдохе встать. Таким образом, упражнение напоминает качание насоса.
  2. «Вращения туловищем». Руки на поясе, ноги вместе, стопы плотно упираются в пол. Делать приседание на вдохе с резким поворотом туловища влево и вправо поочередно.
  3. «Плечики». В положении стоя руки сгибают в локтях, поднимают до уровня плеч. На резком вдохе руки выбрасывают кпереди, после чего руки перекрещивают и обнимают плечики. Необходимо сделать 10-12 подходов.
  4. «Поворот шеи». Упражнение требует осторожности. На вдохе шею поворачивают направо, а после медленно налево. Во время выполнения ощущается напряжение мышц. Применяется для детей школьного возраста.

Гимнастика Стрельниковой используется для лечения при аденоидах

Эффект после цикла занятий отмечается уже через несколько минут: улучшается настроение, повышается восприимчивость, проходит головная боль.

Метод Бутейко

Гимнастика Бутейко при аденоидах применяется при хронической заложенности носа, а также при аденоидите и воспалении лимфоидной ткани. Эффективными упражнениями считаются:

  • №1. Одну ноздрю зажимают, осуществляют глубокий вдох через свободный ход. После свободную ноздрю зажимают, а через другую – выдыхают. Необходимо выполнить 10-15 подходов.
  • №2. Пластиковый стакан наполняют водой, берут соломинку и дают поиграть ребенку. Через нос выполняют глубокий вдох, а выдох делают через соломинку в воду. Получаются веселые пузырьки. Упражнение выполняют несколько минут. Усложнить задание можно, если вместо воды добавить вязкую массу, например, слизистый отвар овсянки, густой кисель.
  • №3. Вдох осуществляют носом, одновременно поднимая руки кверху. Как только руки окажутся над головой, необходимо выдыхать воздух через нос и опускать руки вдоль туловища.
  • №4. Стоя осуществляют глубокий вдох в живот, округляя и выпячивая его. Выдох делают, одновременно втягивая живот и округляя спину. Такое упражнение немного сложнее, показано детям старше 5 лет.
  • №5. Необходимо заварить крутой отвар ромашки или шалфея, процедить и полоскать горло перед сном, произнося гласные звуки: о, а, и, е, я. Бульканье доставляет радость ребенку, помогают отвлечься, побаловаться, а также снизить отечность и предупредить дальнейшую гипертрофию тканей.

Методы Стрельниковой и Бутейко – популярные способы коррекции аденоидных вегетаций. Благодаря регулярным курсам, можно вернуть ребенку полноценное носовое дыхание, снизить частоту возникновения простуды и респираторных инфекций, улучшить неврологический статус. В первую неделю занятий рекомендуется до 10 циклов упражнения на правила дыхания, чтобы сформировать привычку.

Единственной сложностью дыхательной гимнастики при аденоидах для детей является возраст. Малыши не сразу понимают суть дыхательной методики, не в состоянии выполнить вдох и выдох так, как того требуют правила упражнений.

Дыхательная гимнастика при аденоидах в детском возрасте

Основной особенностью упражнений в раннем детском возрасте считается организация занятий в игровой форме. Любые занятия при аденоидах требуют предварительного обследования дыхательной функции. Если у малыша значительная гипертрофия слизистых оболочек лимфоидной ткани, то многие упражнения могут только усугубить течение заболевания, усилить гипоксию и возбудимость ребенка. Аденоиды IIIстадии требуют хирургического удаления.

Перед проведением занятий и после необходимо промывание носа раствором с морской солью для увлажнения слизистых, облегчения эвакуации слизи.

Возможные противопоказания

Дыхательная гимнастика при аденоидах у взрослых и детей является часть консервативной терапии. Методики правильного дыхания показаны не всем пациентам, имеют ограничения при следующих заболеваниях, состояниях:

  • носовые кровотечения неясной природы;
  • сотрясение головного мозга и другие черепно-мозговые травмы;
  • аденоиды III степени;
  • ночные апноэ, одышка, задержка дыхания;
  • неудовлетворительное самочувствие (температура, недомогание);
  • аллергические реакции:
  • полипы;
  • синуситы (гайморит, этмоидит, фронтит).

Температура, недомогание является противопоказанием к применению дыхательной гимнастики при аденоидах

Для облегчения носового дыхания может потребоваться применение сосудосуживающих капель, что также имеет ряд противопоказаний. В остальных случаях гимнастика проводится на усмотрение врача.

Комплекс дыхательных упражнений можно проводить на свежем воздухе, в лесу, в соляной пещере, на берегу моря – такая обстановка способствует наилучшему эффекту от лечения.

Когда гимнастика неэффективна?

Гимнастика редко приводит к положительному результату, если носоглоточная миндалина перекрывает более четверти назального хода. В таком случае важно проведение интенсивной медикаментозной терапии или хирургического вмешательства. При отсутствии терапии происходят следующие осложнения:

  • отиты;
  • отвисание нижней губы, другие деформации лица;
  • нарушение слуха;
  • неврологические расстройства;
  • нарушения сна.

Существуют и жизнеугрожающие состояния, обусловленные дыхательной недостаточностью, нарушением дыхания во время ночного сна, вплоть до его остановки. Чем младше малыш, тем выше риски тяжелого исхода.

Аденоиды – часть иммунной системы, поэтому так важно провести адекватное лечение, использовав все консервативные методы терапии на ранней стадии, чтобы предупредить раннюю операцию, риски осложнений.

Источник: zdorovie-legkie.ru

Аденоиды у детей

Диагностика и лечение аденоидов у детей. Аденоиды у детей симптомы и лечение.

Дыхательная гимнастика при аденоидах: приемы, упражнения

01.03.2017 admin 0 Comments

Дыхательная гимнастика при аденоидах: приемы, упражнения

  1. «Правильное дыхание».

Так кратко можно объяснить сложные требования, которые подразумевает и вкладывает в данное определение висцеральная медицина. Это такое дыхание, при котором происходит полное наполнение воздушными массами легочных и бронхиальных полостей. Клиницисты имеют в виду фактор глубинного их проникновения в дальние участки дыхательных путей, активную циркуляцию (метаболизм) кислорода во внутриклеточной структуре органов. Достигается подобное «омовение» динамичными сокращениями верхнего и нижнего мышечного каркаса, окружающего грудную клетку, свободным прохождением воздуха через носовые проходы, гортань.

Читайте также:  Первая мед помощь при инсульте

Большинство детей неправильно дышат с детства. Поверхностным методом, поднимая плечи, в котором задействована только подключичная область, при малозначительных движениях нижних грудных ребер в сторону (не дышат полной грудью). При таком варианте воздушные потоки, а вместе с ними дальнейшая реакция насыщения кислородом затрагивает лишь некоторые, близлежащие дыхательные локации. Если при этом ребенок страдает носоглоточными аденоидами (дышит с открытым ртом) вред подобного вида воздушного снабжения организма – крайне негативен:

  • Недостаточное наполнение кислородной подпиткой несет за собой ограничения и острый дефицит доставки обогащенной крови головному мозгу, сердечнососудистой системе;
  • Наряду с протекающим болезнетворным процессом в миндалинах отягощает в десятки раз общее состояние ребенка, обессиливает его иммунную систему;
  • Создает нежелательные предпосылки для возникновения дополнительных патологических процессов в организме – диабета (сахарной болезни), панкреатитов различных типов, диффузной неоднородности в паренхимах центральных органах ЖКТ – желудке, печени и почках.

Злободневная задача, чем лечить аденоиды у ребенка, на которой сосредотачиваются родители, не должна упускать действенный аспект – контроль, за правильным дыханием, интенсивное применение упражнений и приемов дыхательной гимнастики.

II. «Ушу, Цигун, йога» в теме – как уменьшить аденоиды у ребенка без операции

Эти древние физкультурные направления в первую очередь – оздоровительные. Самое ценное в них то, что они доступны для всех возрастных категориях. Регулярные занятия продлевают здоровую жизнь, являются мощной профилактикой перед грозными болезнями века. Дети, выросшие в семьях, где культивируется дыхательная гимнастика этих физкультур, практически не болеют аденоидной вегетацией. Почему, маленькие граждане Японии, Китая, Индии не знают признаков «заложенного носа», «затрудненного носового дыхания», «трудного глотания»? Потому, что каждое утро:

  • Промывают чистой водой носовые проходы, поласкают горло травяными настоями. Затем приступают под руководством взрослых членов семьи к дыхательным упражнениям. Самое интересное – раздувание носовым дыханием разноцветных ленточек папиросной бумаги.

На проволоке длинной в 1 метр, на равном расстоянии (10 см) развешивают тонкие (неширокие по размеру, 5 см) разного цвета бумажные полоски, закрепляя загибом на проволоке, верхний конец бумаги. Подвешивают на таком уровне, чтобы лицо ребенка находилось, – напротив (по центру) каждой полоски, почти вблизи.

Малыш двигается вдоль разноцветного ряда, руки за спину. Наклонившись вперед и только носовым дыханием (с закрытым ртом) глубоко втягивает (раздвигая грудную клетку, а не плечи) и выдувает легкие бумажные полоски. Папирусная бумага как бы прилипает к носу ребенка на время, а потом отталкивается сильным носовым выдохом. Перерывы между подходами к следующей полоске составляют 2-3 минуты, чтобы восстановилось висцеральное дыхание.

  • Дети садятся в удобную позу на ковриках, плечи развернуты, спину держат прямо. Ноги скрещены, руки опущены на колени, глаза закрыты. По команде наставника идет следующий цикл физических действий – расслабление мышц шеи, плечевого пояса, спокойный темпо ритм движения диафрагмы.

По истечении 5-8 минут детский организм готов к дыхательным упражнениям. Начинается медленное втягивание носом воздуха, такое же медленное выталкивание из носовой полости. Ритмичность колеблется в равных пропорциях. Через 5 приемов – отдых, чтобы не возникло головокружение.

  • Парное/поочередное звуковое «сопение» носом. При таком упражнении требуется, чтобы дети при носовом дыхании «гудели» звуковым сопровождением. Вначале ребенок закрывает пальцем одну ноздрю и старается глубоко втягивать/выталкивать воздух, при этом вибрировать задней стенкой носоглотки (шумное «рычание», «сопение»). Такую процедуру повторяет с другой ноздрей, в заключительной фазе дышат обеими ноздрями, включая активное сопение двумя носовыми проходами.

Звуковое воздействие (механическое затрагивание) тонизирует нейрорецепторные окончания внутренней слизистой поверхности носа, гортани, глотки. Нейродинамика, в свою очередь увеличивает приток крови к данным областям верхних дыхательных секторов.

Все указанные занятия проводятся на свежем воздухе либо в хорошо проветренном заранее помещении. Отрадно, что такая исключительно полезная практика проводится повсеместно: в семьях, детских садах, в школе. Детские отоларингологи, специалисты ЛОР заболеваний в этих странах резонно считают, что в вопросах – чемлучшелечить аденоиды у ребенка, как эффективней уменьшить аденоиды у ребенка без операции– дыхательная гимнастика, это лекарство, лечебный метод, актуальное направление и раздел современной медицины.

Уместные и полезные советы на злобу дня – дыхательная гимнастика при аденоидах

Безусловно, что дыхательными упражнениями удалить аденоидную деформацию с поверхности (внутреннего слоя) миндалин и гланд нельзя. В большей степени дыхательная методика применяется как сильнейшее профилактическое средство и лечебный способ.

Практики детской отоларингологии знают, что параллельная, комплексная программа включающая, – применение медикаментозных препаратов, процедур инструментального физиотерапевтического действия (УФО, УВЧ, электрофорез прогревание, лазерного и светового кварцевания и облучения) дает стабильный устойчивый позитивный результат.

Добавление в такой совместный проект дыхательной гимнастики, правильно и грамотно контролируемой со стороны специалистов (тренеров физкультуры), – шанс навсегда избавить ребенка (с ранних лет) постоянного очага опасности, воспаленных аденоидами миндальных желез.

Не ленитесь приучать себя сами к дыхательным целебным процедурам, и передавайте наглядный пример свои детям. Тогда, носоглоточный аденоидит обойдет стороной вашего малыша!

Источник: adenoidy.com

Использование гимнастики Стрельниковой и метода Бутейко при аденоидах

Содержание статьи

Нормализовать работу органов дыхания, в частности носоглотки, позволяет метод Бутейко. Что он из себя представляет? Метод Бутейко – комплекс упражнений, который был разработан в 60-х прошлого века К. П. Бутейко. Советский ученый составил специальную программу для пациентов, страдающих так называемой «болезнью глубокого дыхания». По его мнению, гипервентиляция легких, обусловленная постоянным дыханием через рот, негативно сказывается на качестве жизни пациента. Переизбыток кислорода в организме приводит к нарушению обменных процессов, что негативно отражается на общем иммунитете и, как следствие, приводит к частому воспалению дыхательных путей.

Назначение дыхательной гимнастики

Чем полезна дыхательная гимнастика при аденоидах? При разрастании аденоидных вегетаций у пациентов формируется стойкая привычка дышать только ртом. Неправильное дыхание увеличивает риск воспаления дыхательных путей, в особенности горла, глотки и гланд. Почему так происходит?

В носу располагается глоточная миндалина, которая является иммунным органом. Она фильтрует воздух в процессе дыхания и тем самым предупреждает проникновение чужеродных агентов (аллергенов, вирусов, бактерий) в слизистые оболочки. В лимфоидных тканях органа синтезируются иммунные клетки, которые уничтожают большинство болезнетворных микроорганизмов, проникающих в ЛОР-органы во время дыхания.

Если пациент постоянно дышит только ртом, это создает избыточную инфекционную нагрузку на гланды, которые, как и глоточная миндалина, выполняют защитную функцию. При снижении иммунитета гланды (небные миндалины) не справляются с наплывом патогенов, что и приводит к развитию инфекционных заболеваний.

Дыхательные упражнения не влияют на размер аденоидных вегетаций, а только способствуют восстановлению нормального носового дыхания.

Регулярное выполнение дыхательной гимнастики способствует возобновлению «безотчетного» автоматического дыхания через нос. Таким образом удается снизить инфекционную нагрузку на гланды и, соответственно, предупредить развитие ЛОР-заболеваний.

Терапевтический эффект

Комплексы упражнений, которые были разработаны К. П. Бутейко и А. Н. Стрельниковой, оказывают выраженное терапевтическое действие на организм пациентов, страдающих аденоидами. Специальные методики не только нормализуют носовое дыхание, но и увеличивают реактивность организма, т.е. повышают его сопротивляемость болезнетворным микроорганизмам. К числу оказываемых лечебных эффектов можно отнести:

  • нормализацию обменных процессов;
  • повышение тонуса слизистой носоглотки;
  • ликвидацию психофизических нарушений;
  • устранение хронического ринита;
  • укрепление общего и местного иммунитетов.

Упражнения рекомендуется выполнять всем пациентам, перенесшим аденотомию. Если ребенок или взрослый по привычке будет продолжать дышать только ртом, это увеличит риск развития воспаления в носоглотке. Почему?

Нерегулярное носовое дыхание приводит к нарушению мукоцилиарного клиренса и, как следствие, застою слизи в носовой полости. В состав вязкого секрета входят сахара, которые представляют собой питательную среду для размножения дрожжеподобных грибков и микробов. Увеличение численности болезнетворных микроорганизмов влечет за собой образование очагов воспаления в слизистой носовой полости и околоносовых раковинах.

Неправильное дыхание – основная причина скопления слизи в носу и снижения местного иммунитета, которое может спровоцировать развитие сфеноидита, гайморита, этмоидита и т.д.

Гимнастика Стрельниковой

А. Н. Стрельникова – автор известной методики по восстановлению голоса и нормального дыхания у певцов и актеров. Несмотря на то, что официальная медицина не признает гимнастику, как эффективный метод лечения аденоидов, ее нередко рекомендуют к выполнению пациентам, страдающим нарушением носового дыхания.

Как и метод Бутейко, гимнастика Стрельниковой при аденоидах используется только с целью устранения гипервентиляции легких.

Никакие упражнения не помогают уменьшить размеры разросшихся лимфоидных тканей, а уж тем более поспособствовать их рассасыванию. Каких результатов можно ждать от выполнения комплекса упражнений?

  • восстановление дренажной функции трахеи и бронхов;
  • уменьшение количества рецидивов ЛОР-заболеваний;
  • улучшение микроциркуляции крови в носоглотке;
  • повышение тонуса гладкой мускулатуры органов дыхания;
  • ликвидацию застойных явлений в придаточных пазухах;
  • незначительное исправление деформаций грудной клетки.
Читайте также:  Брюссельская капуста польза

Чтобы восстановить носовое дыхание, упражнения нужно выполнять ежедневно не менее 3-4 месяцев подряд.

Общие рекомендации

Для детей гимнастика – не что иное, как наказание. Поэтому многие родители просто не могут заставить ребенка хотя бы на протяжении 5-7 минут выполнить небольшой комплекс упражнений. Чтобы все-таки научить маленького пациента правильно дышать, занятия следует проводить в игровой форме. Поэтому к каждому сеансу терапии желательно готовиться заранее.

Нужно понимать, что эффективность лечения зависит не только от выбора методики, но и от правильности выполнения техники упражнений. Именно поэтому дыхательная гимнастика должна проходить с учетом некоторых правил:

  • если ребенку не более 2-3 лет, подберите простые упражнения, которые он наверняка сможет выполнить;
  • продолжительность гимнастики не должна превышать 10-15 минут (дети быстро теряют интерес к занятиям, поэтому постарайтесь сделать так, чтобы выполнение упражнений не ассоциировалась у него с мучениями);
  • разовые занятия не дадут необходимых терапевтических результатов, поэтому проводите гимнастику не реже 2-3 раз в день.

Формальное и, соответственно, неправильное выполнение лечебных комплексов – одна из основных причин неэффективности дыхательной гимнастики.

Маленьким детям достаточно трудно объяснить, как именно нужно выполнять упражнения. Однако нормализовать носовое дыхание можно только в случае соблюдения всех рекомендаций, прописанных авторами лечебных методик. Двухлетнему ребенку нельзя точно объяснить, что представляет собой упражнение «дыхание льва», но попросить его подышать интенсивно носом – вполне возможно.

Разминочные упражнения

Прежде чем перейти к выполнению основного комплекса упражнений, желательно провести с ребенком небольшую разминку. Согласно рекомендациям Стрельниковой, гимнастику лучше всего выполнять стоя, так как в сидячем положении легкие распрямляются только частично. Какие упражнения можно использовать в качестве разминочных?

  • «Ладошки»: согните руки в локтях так, чтобы ладони были обращены к «зрителю»; делая ритмичный вдох через нос, сожмите ладони в кулаки;
  • «Насос»: немного согнув ноги в коленях, расположите руки вдоль тела; наклоняясь вперед, сделайте резкий вдох носом; немного приподнявшись, снова сделайте ритминчый вдох и выпрямитесь;
  • «Погончики»: сожмите ладони в кулаки и немного прижмите их к туловищу примерно на уровне пояса; во время интенсивного и резкого вдоха, «толкайте» руки вниз (мышцы плеч и рук должны быть напряжены); возвращаясь в первоначальное положение, расслабьте мышцы, одновременно совершая медленный выдох.

Важно! В любом упражнении вдох должен одновременно совершаться с движением тела, а выдох – при расслаблении мышц и возвращении в исходное положение.

Основной комплекс упражнений

Может ли аденоидная вегетация уменьшиться при выполнении дыхательной гимнастики? Несмотря на то, что количество структурных элементов в аденоидах не уменьшается, регулярные занятия все-таки способствуют незначительному уменьшению размеров глоточной миндалины. Это происходит из-за уменьшения отечности тканей, которая возникает при воспалении и застое слизи в носоглотке.

Не рекомендуется совершать дыхательную гимнастику пациентам, страдающим остеохондрозом и позвоночной грыжей, так как резкие движения могут усугубить самочувствие и спровоцировать смещение межпозвоночных дисков.

Упражнения из основного комплекса Стрельниковой несколько сложнее по технике выполнения, чем разминочные. Однако правильное проведение занятий позволяет быстро восстановить носовое дыхание, а в некоторых случаях даже ликвидировать симптомы затяжного насморка. К числу самых действенных дыхательных упражнений относятся:

  • «Большой маятник»: наклонитесь вперед и, потянув руки к полу, сделайте вдох; прогибаясь в пояснице (выдох), обнимите себя за плечи (вдох);
  • «Ушки»: наклоняя голову влево к уху, сделайте быстрый вдох, после чего вернитесь в исходное положение и наклоните голову в другую сторону к правому уху и тоже на вдохе;
  • «Кошка»: поставив ноги немного шире плеч, сделайте приседание с быстрым вдохом и одновременным поворотом туловища влево; вернувшись в исходное положение, проделайте то же самое, но при повороте вправо.

Нежелательно выполнять гимнастику при остром воспалении ЛОР-органов. Если пациент страдает хроническим насморком, перед занятиями нужно очистить нос от слизи и закапать сосудосуживающие капли.

Источник: globalmedclub.ru

Польза дыхательной гимнастики при лечении аденоидов

Дыхательная гимнастика при аденоидах – эффективный простой способ улучшить носовое дыхание, самочувствие, нормализовать кровообращение головного мозга. Упражнения показаны взрослым и детям, но чаще используются для лечения и профилактики аденоидов в педиатрии. Высокие клинические результаты достигаются в сочетании с медикаментозной терапией, физиопроцедурами.

Роль и эффективность дыхательной гимнастики

Основное показание к дыхательной гимнастике – аденоиды Iи IIстепени, именно на этой стадии патологического разрастания глоточной миндалины консервативная коррекция обоснована и нередко приносит положительные результаты. Простота и легкость выполнения дыхательных упражнений позволяет проводить гимнастику в любое удобное время. Благодаря регулярному выполнению лечебной физкультуры, наблюдаются следующие терапевтические эффекты:

  • улучшение мозгового кровообращения, легкость, ясность сознания;
  • повышение местного и системного иммунитета;
  • восстановление сна;
  • предупреждение дальнейшей гипертрофии носоглоточной миндалины;
  • профилактика синуситов, отитов.

Дыхательная гимнастика улучшает мозговое кровообращения

Дыхательные упражнения предупреждают расстройства, связанные с гипоксией головного мозга, улучшают когнитивные функции организма. Облегчение носового дыхания помогает справиться с осложнениями аденоидита, нормализовать кровообращение, на ранней стадии предупредить психоневрологические расстройства.

Принципы и основные правила

Главный принцип проведения дыхательной гимнастики – умеренность и системность. Перед началом занятий показана консультация специалиста, так как методы занятий для восстановления носового дыхания имеют противопоказания. Для достижения максимальных терапевтических результатов важно соблюдать ряд правил:

  • Возраст ребенка. Малыш должен понимать, что от него требуют, правильно дышать, контролировать силу вдоха. Обычно дети до 3 лет не различают разницу вдоха и выдоха через нос или рот.
  • Кратковременность. Ребенок не в состоянии сконцентрироваться на одном упражнении долгое время, поэтому занятия необходимо построить так, чтобы один цикл не превышал 10-15 минут. Чем младше ребенок, тем меньше должно быть времени на упражнения.
  • Творческий подход. Занятия выполняются намного проще, если цикл разнообразить играми и шутками.
  • Создание примера. Чтобы увлечь ребенка, взрослым необходимо взять на себя обязанности тренера и делать все упражнения вместе.

Если ребенок не хочет заниматься, испытывает дискомфорт, плаксив и раздражителен, лучше найти другое время для игр и дыхательной гимнастики. Насильное исполнение вряд ли приведет к положительному результату.

Методы проведения дыхательных упражнений

Все известные методики дыхательной гимнастики основаны на правильном проведении цикла упражнений, основанных на вдохе и выдохе. Вдыхание через нос обеспечивает глубокое поступление кислорода, а выдыхание регулирует выведение избыточного объема воздуха. В основе тактики занятий – максимальной глубокий вдох и самопроизвольное выдыхание через рот.

Продолжительность одного лечебного курса составляет 4 недели. При необходимости курс лечения увеличивают до 3 месяцев. Цикл выполняют ежедневно по 7-10 различных упражнений. По завершении курса делают перерыв в 1-2 месяца. Первые занятия больше подготовительные, на них изучают правила вдоха, ищут подход к ребенку. Дыхательная нагрузка начинается с малой до максимально возможной.

Метод дыхания Стрельниковой

Гимнастика Стрельниковой при аденоидах основана на повышении доступа кислорода к головному мозгу, тканям внутренних органов, способствует нормализации носового дыхания. Комплекс упражнений включает в себя:

  1. «Качаем насос». Исходное положение стоя, руки направлены книзу с сжатыми кулаками на уровне низа живота. На вдохе необходимо немного присесть, а на вдохе встать. Таким образом, упражнение напоминает качание насоса.
  2. «Вращения туловищем». Руки на поясе, ноги вместе, стопы плотно упираются в пол. Делать приседание на вдохе с резким поворотом туловища влево и вправо поочередно.
  3. «Плечики». В положении стоя руки сгибают в локтях, поднимают до уровня плеч. На резком вдохе руки выбрасывают кпереди, после чего руки перекрещивают и обнимают плечики. Необходимо сделать 10-12 подходов.
  4. «Поворот шеи». Упражнение требует осторожности. На вдохе шею поворачивают направо, а после медленно налево. Во время выполнения ощущается напряжение мышц. Применяется для детей школьного возраста.

Гимнастика Стрельниковой используется для лечения при аденоидах

Эффект после цикла занятий отмечается уже через несколько минут: улучшается настроение, повышается восприимчивость, проходит головная боль.

Метод Бутейко

Гимнастика Бутейко при аденоидах применяется при хронической заложенности носа, а также при аденоидите и воспалении лимфоидной ткани. Эффективными упражнениями считаются:

  • №1. Одну ноздрю зажимают, осуществляют глубокий вдох через свободный ход. После свободную ноздрю зажимают, а через другую – выдыхают. Необходимо выполнить 10-15 подходов.
  • №2. Пластиковый стакан наполняют водой, берут соломинку и дают поиграть ребенку. Через нос выполняют глубокий вдох, а выдох делают через соломинку в воду. Получаются веселые пузырьки. Упражнение выполняют несколько минут. Усложнить задание можно, если вместо воды добавить вязкую массу, например, слизистый отвар овсянки, густой кисель.
  • №3. Вдох осуществляют носом, одновременно поднимая руки кверху. Как только руки окажутся над головой, необходимо выдыхать воздух через нос и опускать руки вдоль туловища.
  • №4. Стоя осуществляют глубокий вдох в живот, округляя и выпячивая его. Выдох делают, одновременно втягивая живот и округляя спину. Такое упражнение немного сложнее, показано детям старше 5 лет.
  • №5. Необходимо заварить крутой отвар ромашки или шалфея, процедить и полоскать горло перед сном, произнося гласные звуки: о, а, и, е, я. Бульканье доставляет радость ребенку, помогают отвлечься, побаловаться, а также снизить отечность и предупредить дальнейшую гипертрофию тканей.
Читайте также:  Грибы чем полезны для человека

Методы Стрельниковой и Бутейко – популярные способы коррекции аденоидных вегетаций. Благодаря регулярным курсам, можно вернуть ребенку полноценное носовое дыхание, снизить частоту возникновения простуды и респираторных инфекций, улучшить неврологический статус. В первую неделю занятий рекомендуется до 10 циклов упражнения на правила дыхания, чтобы сформировать привычку.

Единственной сложностью дыхательной гимнастики при аденоидах для детей является возраст. Малыши не сразу понимают суть дыхательной методики, не в состоянии выполнить вдох и выдох так, как того требуют правила упражнений.

Дыхательная гимнастика при аденоидах в детском возрасте

Основной особенностью упражнений в раннем детском возрасте считается организация занятий в игровой форме. Любые занятия при аденоидах требуют предварительного обследования дыхательной функции. Если у малыша значительная гипертрофия слизистых оболочек лимфоидной ткани, то многие упражнения могут только усугубить течение заболевания, усилить гипоксию и возбудимость ребенка. Аденоиды IIIстадии требуют хирургического удаления.

Перед проведением занятий и после необходимо промывание носа раствором с морской солью для увлажнения слизистых, облегчения эвакуации слизи.

Возможные противопоказания

Дыхательная гимнастика при аденоидах у взрослых и детей является часть консервативной терапии. Методики правильного дыхания показаны не всем пациентам, имеют ограничения при следующих заболеваниях, состояниях:

  • носовые кровотечения неясной природы;
  • сотрясение головного мозга и другие черепно-мозговые травмы;
  • аденоиды III степени;
  • ночные апноэ, одышка, задержка дыхания;
  • неудовлетворительное самочувствие (температура, недомогание);
  • аллергические реакции:
  • полипы;
  • синуситы (гайморит, этмоидит, фронтит).

Температура, недомогание является противопоказанием к применению дыхательной гимнастики при аденоидах

Для облегчения носового дыхания может потребоваться применение сосудосуживающих капель, что также имеет ряд противопоказаний. В остальных случаях гимнастика проводится на усмотрение врача.

Комплекс дыхательных упражнений можно проводить на свежем воздухе, в лесу, в соляной пещере, на берегу моря – такая обстановка способствует наилучшему эффекту от лечения.

Когда гимнастика неэффективна?

Гимнастика редко приводит к положительному результату, если носоглоточная миндалина перекрывает более четверти назального хода. В таком случае важно проведение интенсивной медикаментозной терапии или хирургического вмешательства. При отсутствии терапии происходят следующие осложнения:

  • отиты;
  • отвисание нижней губы, другие деформации лица;
  • нарушение слуха;
  • неврологические расстройства;
  • нарушения сна.

Существуют и жизнеугрожающие состояния, обусловленные дыхательной недостаточностью, нарушением дыхания во время ночного сна, вплоть до его остановки. Чем младше малыш, тем выше риски тяжелого исхода.

Аденоиды – часть иммунной системы, поэтому так важно провести адекватное лечение, использовав все консервативные методы терапии на ранней стадии, чтобы предупредить раннюю операцию, риски осложнений.

Источник: zdorovie-legkie.ru

Возможности применения дыхательной гимнастики для лечения гипертрофии аденоидов и аденоидитов

Какая дыхательная гимнастика при аденоидах для детей существует? Часто при аденоидах у детей врачи рекомендуют исключительно хирургический метод воздействия. Однако операция не гарантирует полное выздоровление, ведь даже после нее аденоиды могут появиться вновь. Прекрасным способом избавления от этого недуга может стать дыхательная гимнастика для детей.

Если вы зададитесь целью избавиться от этого заболевания в течение месяца, то это вполне возможно. Для этого необходимо просто правильно научиться дышать носом при помощи лечебной процедуры. Дыхательная гимнастика при аденоидах для детей – прекрасное профилактическое средство этого заболевания.

Что такое аденоиды?

Аденоиды – внутренняя железа расположенная глубоко в носовых пазухах. Рассмотреть ее может только врач-лор при помощи специального медицинского зеркала. Если вы заметили, что ваш ребенок регулярно дышит ртом, склонен к простудным заболеваниям с осложнениями в виде насморка и отита, а также имеет частичную потерю слуха, немедленно обратитесь к врачу за консультацией. Дело в том, что аденоиды могут негативно влиять и на умственную деятельность и развитие ребенка. В частности, со временем можно наблюдать замедление в мышлении и речи малыша.

Также дети часто болеет бронхитом, ангиной, фарингитом, ларингитом и прочими заболеваниями, связанными с воспалением носоглотки. Лечебная дыхательная гимнастика в настоящее время является прекрасным профилактическим средством, которое позволяет вашему малышу стать здоровым и справиться с осложнениями от лечения аденоидов.

Зачем делать дыхательную гимнастику?

Наиболее распространенные методы лечения (вегетаций) – гимнастика по методу Стрельниковой и Бутейко. При помощи этих занятий можно вернуть малышу привычку дышать носом. При этом значительно сокращается количество простудных заболеваний. Дыхательную гимнастику рекомендуется проводить в течение трех месяцев без перерывов. Делать ее необходимо по 10-12 раз в день, до тех пор, пока правильно дышать не войдет в привычку.

Для того, чтобы дыхательная гимнастика приносила еще больше пользы, делать ее необходимо не только в помещении, но и на свежем воздухе, например, во время прогулки.

Упражнения по методу Бутейко

Перед тем, как приступить к процедуре, необходимо хорошо высморкаться. Далее помогите ребенку зажать пальцем одну ноздрю, и при этом пусть он глубоко вдыхает и выдыхает воздух через другую. Ротик при этом должен быть закрыт. Повторять это упражнение необходимо 10 раз, затем ноздрю можно сменить на противоположную.

Следует вдохнуть воздух через одну ноздрю, затем на несколько секунд нужно затаить дыхание и выдохнуть через другую ноздрю. Для того чтобы убедиться, что упражнение малыш выполняет правильно, держите руку возле его носика. При выдохе вы будете ощущать поток ветра. Перерыв между занятиями должен составлять несколько минут. Потом займитесь дыхательной гимнастикой со второй ноздрей. Очень полезно ночное полоскание полости рта у малыша перед сном. Для этого сделайте теплый раствор воды и добавьте в него немного отвара ромашки или шалфея. Предложите малышу прополоскать рот и при этом произносить звуки гласных букв «о» и «а». Для того, чтобы он захотел делать это упражнение с удовольствием, проделайте эту процедуру совместно.

Следующее упражнение является базовым для курса дыхательной гимнастики. Для того чтобы сделать его, правильно зажмите обе ноздри ребенку, а через рот делается вдох. Дыхание надо затаить на несколько секунд, затем отпустите одну ноздрю и выпустите через нее воздух. Проделайте эту процедуру попеременно то с одной, то с другой ноздрей. Делать это упражнение лучше на свежем воздухе. При этом легкие наполняются кислородом, а также обогащается система кровоснабжения.

Следующий этап дыхательной процедуры (вегетаций), связан с вентилированием легким. При этом упражнение необходимо делать на счет. На счет пять вдохните воздух постепенно через обе ноздри. Как только вы почувствуете, что легкие полны воздуха, затаите дыхание на несколько секунд, а затем на счет пять постепенно выдохните его через рот. Проделывайте такую вентилирующую гимнастику вместе со своим малышом. При этом для того чтобы убедиться, что делает он ее правильно, держите руку на его груди. Следите за тем, чтобы малыш не баловался во время занятия дыхательной гимнастикой.

Следующее дыхательное упражнение называется «рыбка». Это упражнение больше всего нравится детям. Вдохните воздух через рот, потом вытяните губы трубочкой и выпустите воздух. Это очень легкое и удобное упражнение. Делать его можно в любом месте и даже на прогулке. Если вы регулярно будете заниматься со своим ребенком дыхательной гимнастикой, то скоро заметите, что аденоиды перестали его беспокоить. Малыш снова стал весел, здоров и энергичен!

Источник: pneumonija.com