Упражнения для гиперактивных детей

Упражнения для гиперактивных детей

К сожалению, нарушения функций центральной нервной системы (ЦНС) и, как следствие, нарушение мышечного тонуса – самая распространенная патология раннего детского возраста. Внимательное ежедневное наблюдение за ребенком позволяет выявить малейшие недостатки в развитии психических реакций и двиг.

Хорошо известно, и не только врачам, что занятия физкультурой укрепляют здоровье человека, а часто даже избавляют его от разных заболеваний. Физические упражнения улучшают работу сердечно-сосудистой и дыхательной системы, улучшают обмен веществ, укрепляют мышцы и ткани, увеличивают кислородный.

На первых порах дыхательные упражнения кажутся детям одними из самых сложных, но регулярные тренировки делают глубокое и медленное дыхание естественным, регулируемым на бессознательном уровне, что со временем приводит к увеличению объема легких, улучшению кровообращения, общему оздоровлению и .

Этот самостоятельный метод психотерапии пользуется известной популярностью уже не одно десятилетие. И не случайно. Не имея побочных последствий, он позволяет восстановить некоторые функции центральной и периферической нервной системы, стабилизирует резервные возможности коры головного мозга, в.

СДВГ – синдром дефицита внимания и гиперактивности. Это трудности концентрации внимания, гиперактивность и плохо управляемая импульсивность. Дети с СДВГ испытывают трудности в усвоении инструкций и правил, часто отвлекаются и не удерживают внимание, «застревают» и не могут переключиться с непр.

Эта отличная игра подсмотрена на детских праздниках с участием массовиков-затейников. Впоследствии она была модифицирована в целях нейропсихологической коррекции. Ее можно проводить как с группой детей, так и с одним ребенком. Для этой игры вам понадобиться веревочка, которая будет лежать на п.

Детям с дефицитом внимания и трудностями произвольной регуляции деятельности очень полезно чему-то учить взрослых, объяснять, как что-то надо делать. При этом важно, чтобы ребенок как можно больше говорил и как можно меньше показывал. Если хорошенько подумать, мы очень часто довольствуемся «же.

Одна из трудностей, которые испытывают дети с СДВГ, – анализ ситуации: выделение ее существенных признаков, детальная ориентировка в условиях и построение правильного вывода с учетом проведенного анализа. Дети с дефицитом внимания часто «пролетают» мимо существенного. Именно поэтому их важно о.

Участники наших тренингов попросили нас собрать главное, что должны помнить и знать умные родители.

Расстройство – состояние “все плохо” и “ничего не могу”, “не получается”. Был собранным – стал расст.

Длинные совещания – убийство эффективного бизнеса. Как собираться по делу, решая вопросы по уму и бы.

Обучение на тренера, психолога-консультанта и коуча. Диплом о профессиональной переподготовке

Элитная программа саморазвития для лучших людей и выдающихся результатов

Источник: www.psychologos.ru

Упражнения для гиперактивных детей

Проблему гиперактивности невозможно решить волевыми усилиями, авторитарными указаниями и убеждениями. Гиперактивный ребенок имеет нейрофизиологические проблемы, справиться с которыми он самостоятельно не может. Дисциплинарные меры воздействия в виде постоянных наказаний, замечаний, окриков, нотаций не приведут к улучшению поведения ребенка, а скорее ухудшат его. Эффективные результаты коррекции достигаются при оптимальном сочетании медикаментозных, психологических и педагогических методов, один из которых упражнения.

Детская гиперактивность. Причины. Рекомендации

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ГИПЕРАКТИВНЫХ ДЕТЕЙ

УПРАЖНЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ ПРОИЗВОЛЬНОСТИ И САМОКОНТРОЛЯ

Для формирования произвольности и самоконтроля необходимо прежде всего развивать у детей понимание цели деятельности (что сделать), программы деятельности (как сделать), значимых условий деятельности (разбить программу на этапы), умение исправлять ошибки (самоконтроль). В первое время можно использовать образцы, эталоны, проговаривание ребенком всех действий вслух. Оптимальны для развития произвольности подробные инструкции, подразумевающие постепенное формирование способности к построению собственной программы.

«Черепаха»

У одной стены комнаты встает воспитатель, у другой – дети. По сигналу взрослого дети, не останавливаясь и не спеша, изображая маленьких черепашек, начинают медленное движение на четвереньках к противоположной стене. Через 2-3 минуты воспитатель подает сигнал, по которому все участники останавливаются. Побеждает тот, кто оказался последним. Упражнение можно повторять несколько раз, затем обсудить с группой трудности при выполнении задания.

«Кричалки-шепталки-молчалки»

Для проведения упражнения необходимо приготовить три силуэта ладони сигналы – из разноцветного картона: красного, желтого, синего. Когда ведущий поднимает красную ладонь – «кричалку», это означает, что можно бегать, кричать, шуметь; желтую ладонь – «шепталку» – это уже сигнал к тому, что нужно тихо передвигаться и перешептываться; синюю ладонь – «молчалку» – следует замереть на месте или лечь на пол и не шевелиться. Заканчивается игра «молчалкой». После того как дети в конце игры лягут на пол, включается спокойная музыка.

«Говори!»

Воспитатель задает вопро­сы, дети отвечают только тогда, когда дается команда: «Говори!».

«Царевна Несмеяна»

Один из участников садится в центр круга, остальные должны постараться рассмешить его. Ребенка, сидящего в центре, можно условно называть Царевной Несмеяной. Выигрывает тот, кто дольше других сумел продержаться, не засмеявшись. Чтобы избежать затягивания упражнения, назначается предельное время пребывания в роли Царевны Несмеяны.

?«Шалуны»

Воспитатель по сигналу (удар в бубен, колокольчик и т.д.) предла­гает детям пошалить: бегать, прыгать, кувыркаться. По второму сигналу все шалости прекращаются. Упражнение повторяется несколько раз.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЭЛИМИНАЦИИ АГРЕССИВНОСТИ И ИМПУЛЬСИВНОСТИ

«Крик в пустыне»

Участники садятся в круг, скрестив ноги по-турецки, и по сигналу воспитателя начинают громко кричать. При этом необходимо наклоняться вперед, доставая руками и лбом до пола.

«Каратист»

Участники образуют круг, в центре которого на полу лежит физкультурный обруч. Один из участников встает в обруч и превращается в «каратиста», выполняя резкие движения руками и ногами.

Остальные дети, чтобы помочь игроку выплеснуть агрессивную энергию, вместе с воспитателем хором произносят: «Сильнее, еще сильнее. ».

«Рубка дров»

Каждый участник, выполняя задание, должен представить себе, что он рубит дрова, т.е. пантомимой изображает действия: ставит чурку на пень, высоко поднимает топор и с силой опускает его на чурку. Вся кий раз, опуская топор, о должен громко выкрикнуть: «Ха!», затем поставить перед собой следующую чурку и рубить вновь. Через 2 минуты каждый участник говорит, сколько чурок разрубил дровосек.

УПРАЖНЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ КОНЦЕНТРАЦИИ ВНИМАНИЯ

«Чайничек с крышечкой»

Игроки, сидя на стульях, образуют круг. Каждый пропевает песенку:

Пар идет с дырочки, дырочка – в шишечке, шишечка – на крышечке, крышечка – на чайничке, сопровождая ее жестами.

Чайничек (вертикальные движения ребрами ладоней ).

Крышечка – на чайничке (левая рука складывается в кулак, правая – ладонью делает круговые движения над кулаком),

Шишечка – на крышечке (вертикальные движения кулаками),

Дырочка – в шишечке (указательный и большой пальцы обеих рук делают колечки),

Пар идет с дырочки (указательными пальцами рисуются спиральки ).

При последующем повторении песенки одно слово нужно поменять на «гу-гу-гу!», жесты сохраняются.

Крышечка – на чайничке. И т.д.

«Кто летает?»

Дети, сидя на полу, образуют полукруг, воспитатель называет предметы. Если предмет летает, дети поднимают руки, если не летает – руки опущены. Когда воспитатель сознательно ошибается, тот игрок, что не удержался, платит фант. Выкупает он его в конце игры, выполнив какое-либо задание.

«Чужие колени»

Дети, сидя на стульях, образуют тесный круг. Каждый участник должен положить свои руки на колени соседей, т.е. правую руку на левое колено соседа справа, левую – на правое колено соседа слева. В результате на коленях у каждого участника оказываются руки его соседей по кругу.

Разобравшись с этим условием, можно приступать к выполнению упражнения, суть которого заключается в том, чтобы руки хлопали по коленям соседей последовательно, не обгоняя друг друга. Задание не такое простое, как кажется, поскольку все руки покоятся на чужих коленях и нужно внимательно следить, когда очередь дойдет до собственной руки, а не до собственного колена. Упражнение требует постоянной сосредоточенности. Как только сосредоточенность снижается, участник ошибается. Тот, кто ошибся, убирает руку, которой была совершена ошибка.

Читайте также:  Каланхоэ лекарственное растение

«Сантики-фантики-лимпопо»

Доброволец выходит за дверь. Его задача угадать, кто ведущий в круге, т.е. с кого начинается движение. Договорившись, кто будет задавать характер движения, участники начинают двигаться по кругу, громко повторяя словосочетание: «сантики-фантики-лимпопо».

Примечание. Лучше, если дети будут повторять движения впереди идущего, а не смотреть на того, кто задает ритм. «Разгаданный» ведущий выходит за дверь.

«Запаздывающие движения»

Игроки образуют линию, глядя в затылок друг другу. Первым стоит ведущий. Он выполняет несложные движения, делая между ними паузу. Ребенок, стоящий за его спиной, повторяет движения, но с опозданием на одно. Так, если ведущий делает второе движение, то стоящий за ним выполняет первое. Третий ребенок тоже запаздывает на одно движение, но относительно второ­го игрока. И т.д.

Когда первое движение ведущего доходит до последнего играющего, ведущий меняется.

«Считалочки-бормоталочки»

По просьбе воспитателя дети повторяют фразу: «Идет – бычок – качается». В первый раз произносят вслух все три слова, во второй раз вслух только «идет – бычок», а слово «качается» про себя, хлопая при этом один раз в ладоши. В третий раз вслух произносят только слово «идет», а слова «бычок – качается» про себя, сопровождая каждое слово хлопком в ладоши. В четвертый раз все три слова произносят про себя, заменяя их тремя хлопками. Итак, это будет выглядеть следующим образом:

Вариант 1

1. Идет – бычок – качается.

2. Идет – бычок – хлопок.

3. Идет – хлопок – хлопок.

4. Хлопок – хлопок – хлопок.

Вариант 2

1. Ехал – грека – через – реку.

2. Ехал – грека – через – хлопок.

3. Ехал – грека – хлопок – хлопок.

4. Ехал – хлопок – хлопок – хлопок.

5. Хлопок – хлопок – хлопок – хлопок.

Вариант 3

1. Подарил – утенку – ежик – пару – кожаных – сапожек.

2. Подарил – утенку – ежик – пару – кожаных – хлопок.

3. Подарил – утенку – ежик – пару – хлопок – хлопок.

4. Подарил – утенку – ежик – хлопок -хлопок – хлопок.

5. Подарил – утенку – хлопок – хлопок -хлопок – хлопок.

6. Подарил – хлопок – хлопок – хлопок -хлопок – хлопок.

1. Хлопок – хлопок – хлопок – хлопок -хлопок – хлопок.

«Костер»

Дети садятся на пол вокруг «костра» и выполняют соответствующие команды воспитателя. По команде «Жарко!» отодвигаются от «костра», по команде «Руки замерзли!» протягивают руки к «костру», по команде «Ой, какой большой костер!» встают и машут руками, по команде «Искры полетели!» хлопают в ладоши, по команде «Костер принес дружбу и веселье!» берутся за руки и ходят вокруг «костра». Вторично роль ведущего поручают ребенку.

УПРАЖНЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ СПОСОБНОСТИ К ПРОИЗВОЛЬНОМУ ПЕРЕКЛЮЧЕНИЮ ВНИМАНИЯ

Воспитатель предлагает детям следить взглядом по строчкам листа и последова­тельно зачеркивать заранее заданные буквы, например «к» и «р».

кимрекуырьбдтюхзкртвсчк итьбжзщроктьдзрьнкмасблдж юркамиьбюджщгнкптрасмжэз ьртимквсакртьоркмитьблркр аклшорыцфркмитьорне

Эти упражнения написаны для применения в детских садах, но многие из них вы можете делать и дома, подключая в игру старшее поколение.

Автор А . СИРОТЮК, доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой психологии, Тверской областной институт усовершенствования учмтелей.

С удовольствием разместим Ваши статьи и материалы с указанием авторства.
Информацию присылайте на почту admin@uti-puti.com.ua

Автор: А. Сиротюк
Добавлено: 22.05.2009
Просмотров: 34209 Рейтинг:
Ключевые слова: упражнения для гиперактивных детей, дефицит внимания, детская агрессивность, гиперактивные дети, разрядка для гиперактивных детей, гиперактивность

Источник: uti-puti.com.ua

Гиперактивность у ребенка: 5 эффективных упражнений от детского психолога

Практикующий детский психолог, арттерапевт

Тел: (097) 37-67-807

Синдром дефицита внимания и гиперактивность – медицинский диагноз и особенность психики некоторых деток. Задача родителей и психологов научить такого ребенка самоконтролю и для этого разработаны специальные упражнения.

К проявлениям гиперактивности врачи относят излишнюю импульсивность малыша, повышенную двигательную активность. Дефицит внимания проявляется невозможностью сосредоточиться, рассеянность и, нередко все это провоцирует проблемы в отношениях окружающими, сложности в учебе и как следствие – пониженная самооценка.

Причины появления СДВГ окончательно еще не установлены. Пики его проявления совпадают с пиками психоречевого развития: в 1-2 года, когда закладываются навыки речи, в 3 года, когда у ребенка быстро увеличивается словарный запас, и в 6-7 лет, когда формируются навыки чтения и письма. Соответственно, работа с гиперактивными детьми особенно необходима в периоды возрастных кризисов одного года, трех и семи лет. А к семи годам ребенок, как правило, поступает в школу. Вот и получается «два в одном»: внутренние проблемы гиперактивного ребенка усугубляются мощным внешним стрессом – поступлением в первый класс.

В работе с гиперактивным ребенком неоценимую помощь оказывают расслабляющие упражнения и упражнения на телесный контакт. Они способствуют лучшему осознанию ребенком своего тела, а впоследствии помогают ему контролировать двигательную активность. Попробуйте часть упражнений проделать с ребенком сами. Единственное и необходимое условие успеха – ваше спокойствие и чувство юмора.

Упражнение 1. Разговор с руками

  • Направлено на обучение навыку контролировать свои действия.

Если ребенок подрался, что-то сломал или причинил кому-нибудь боль, предложите ему такую игру: обвести на листе бумаги силуэт ладоней, затем оживить ладошки — нарисовать им глазки, ротик, раскрасить цветными карандашами пальчики. После этого можно затеять беседу с руками. Спросите: кто вы, как вас зовут? Что вы любите делать? Чего не любите? Какие вы?

Если ребенок не подключается к разговору, проговорите диалог сами. При этом важно подчеркнуть, что руки хорошие, они многое умеют делать (перечислите, что именно), но иногда не слушаются своего хозяина. Закончить игру нужно «заключением договора» между руками и их хозяином. Пусть руки пообещают, что в течение двух-трех дней они постараются делать только хорошие дела: мастерить, здороваться, играть и не будут никого обижать. Если ребенок согласится на такие условия, то через заранее оговоренный промежуток времени необходимо снова поиграть в эту игру и заключить договор на более длительный срок, похвалив послушные руки и их хозяина.

Упражнение 2. Разговор с телом

  • Направлено на обучение ребенка владеть своим телом.

Это упражнение — модификация предыдущего. Ребенок ложится на пол на большой лист бумаги – подойдет кусок обоев. Взрослый карандашом обводит контуры фигуры ребенка. Затем вместе с ребенком рассматривает силуэт и задает вопросы.

«Это твой силуэт. Хочешь, мы можем разрисовать его? Каким бы цветом ты хотел раскрасить свои руки, ноги, туловище? Как ты думаешь, помогает ли тебе твое тело в определенных ситуациях, например, когда ты спасаешься от опасности и др.? Какие части тела тебе особенно помогают? А бывают такие ситуации, когда твое тело подводит тебя, не слушается? Что ты делаешь в этом случае? Как ты можешь научить свое тело быть более послушным? Давай договоримся, что ты и твое тело будут стараться лучше понимать друг друга».

Упражнение 3. Клубочек

  • Направлено на обучение одному из приемов саморегуляции.

Расшалившемуся ребенку можно предложить смотать в клубочек яркую пряжу. Размер клубка с каждым разом может становиться все больше и больше. Взрослый по секрету говорит ребенку, что этот клубочек не простой, а волшебный: как только мальчик или девочка начинает его сматывать, так сразу же успокаивается. Когда такая игра станет для ребенка привычной, он сам обязательно будет просить взрослого дать ему «волшебные нитки» всякий раз, как почувствует, что он огорчен, устал или «завелся».

Читайте также:  Травы от геморроя

Упражнение 4. Археология

  • Игры с песком и водой хорошо успокаивают ребенка и особенно подходят для гиперактивных детей.

В эти игры не обязательно играть только летом на пляже, их можно организовать и дома. Подберите подходящие игрушки: лодочки, тряпочки, мелкие предметы, мячики, трубочки, чтобы облегчить неизбежную уборку, песок можно заменить крупой, предварительно прогретой в духовке.

Взрослый опускает кисть руки в таз с песком или крупой и засыпает ее. Ребенок осторожно откапывает руку — делает «археологические раскопки». При этом нельзя дотрагиваться до кисти руки. Если ребенок коснется ладони взрослого, они меняются ролями.

Упражнение 5. Маленькая птичка

  • Направлено на развитие мышечного контроля.

Ребенку в ладошки дают пушистую, мягкую, хрупкую игрушечную птичку или другого зверька. Взрослый говорит: «К тебе прилетела птичка, она такая маленькая, нежная, беззащитная. Она так боится коршуна! Подержи ее, поговори с ней, успокой ее».

Ребенок берет в ладошки птичку, держит ее, гладит, говорит добрые слова, успокаивая ее, и вместе с тем успокаивается сам. В дальнейшем можно птичку уже не класть ребенку в ладошки, а просто напомнить ему: «Помнишь, как надо успокаивать птичку? Успокой ее снова». Тогда ребенок сам садится на стульчик, складывает ладошки и успокаивается.

Будьте терпеливы и последовательны и у вас обязательно все получится. Помните: дорогу осилит идущий. Здоровья и радости вам и вашим семьям.

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора статьи.

Источник: www.moirebenok.ua

Упражнения для гиперактивных детей

Авторская разработка учителя-логопеда МБОУ «Гимназия №1» г. Курчатова Малец М. В. , опубликовано КИНПО (ПК и ПП) СОО, 2011 г.

1. Определение гиперактивности.

2.Причины появления СДВГ.

3. Следствие СДВГ.

4. Классификация СДВГ.

5.Коррекционная работа с детьми.

6.Задачи коррекционной работы.

8 . Игры с гиперактивными детьми:

-.Игры для индивидуальных занятий.

-Игры с воздушной струёй.

9 .Прогноз развития детей с СДВГ.

Авторы психологического словаря относят к внешним проявлениям гиперактивности (СДВГ – синдрома дефицита внимания с гиперактивностью) невнимательность, отвлекаемость, импульсивность, повышенную двигательную активность. Часто гиперактивности сопутствуют проблемы во взаимоотношениях с окружающими, трудности в обучении, низкая самооценка. При этом уровень интеллектуального развития у детей не зависит от степени гиперактивности и может превышать показатели возрастной нормы. Первые проявления гиперактивности наблюдаются в возрасте до 7 лет и чаще встречаются у мальчиков,

ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ СНВГ.

Предполагают, что наличие данного синдрома у ребенка обусловленомутациями трех генов, регулирующих обмен дофамина – специфического вещества нервной системы, участвующего в передаче нервных импульсов.

-Неблагоприятные факторы в течении беременности и родов :

– внутриутробная гипоксия (недостаток кислорода) плода;

-угрозы прерывания беременности;

-курение и нерациональное питание матери во время беременности;

-стрессы во время беременности.

– недоношенность (рождение малыша с массой менее 2500 г),

-преждевременные, скоротечные или затяжные роды, стимуляция родовой деятельности.

-наличие у новорожденных поражений центральной нервной системы различной степени выраженности.

-.Напряженность и частые конфликты в семье, нетерпимость и излишняя строгость к детям.
-.Согласно исследованиям , проведенным в институте по проблемам питания в одной из Университетской клинической больнице в Германии, среди причин вызывающих гиперактивность, выделяется непереносимость определенных продуктов питания. В частности, по мнению этих исследователей целесообразно использовать диету, что может привести к улучшению симптоматики.

Важно указать, что некоторые биологически активные вещества, такие как комплекс витаминов группы В, цинк, хром, таурин, 5-гидрокситриптофан, лецитин, пробиотики и ряд других оказывают существенную питательную поддержку мозгу и уменьшают проявления гиперактивности.

СЛЕДСТВИЕМ данного синдрома является:

– функциональная незрелость или нарушения работы специфической системы головного мозга – ретикулярной формации, которая обеспечивает координацию обучения и памяти, обработку поступающей информации, удержание внимания.

-сбои в адекватной обработке информации( приводят к тому, что различные зрительные, звуковые, эмоциональные стимулы становятся для ребенка избыточными, вызывая беспокойство и раздражение.

-как следствие -нарушается функционирование лобных долей, отвечающих за высшие формы поведенческих реакций, подкорковых ядер головного мозга и соединяющих их нервных проводящих путей.

Классификация СНВГ.

Выделяют три варианта течения СНВГ в зависимости от преобладающих признаков:

-синдром гиперактивности без дефицита внимания;

– синдром дефицита внимания без гиперактивности (чаще наблюдается у девочек – они достаточно спокойные, тихие, “витающие в облаках”);

-синдром, сочетающий дефицит внимания и гиперактивность (наиболее распространенный вариант.

Коррекционная работа с детьми:

  1. Диагностика
  2. Лечение
  3. Просветительская работа с родителями
  4. Разработка гибкой системы работы, позволяющей обеспечить :

Подход к коррекционной работе с гиперактивным ребенком и его адаптацией в коллективе должен быть комплексным. Как отмечает специалист по работе с гиперактивными детьми доктор медицинских наук, профессор Ю.С. Шевченко, “ни одна таблетка не может научить человека, как надо себя вести. Неадекватное же поведение, возникшее в детстве, способно зафиксироваться и привычно воспроизводиться. ” Вот тут-то и приходят на помощь логопед, психолог, учитель, которые, работая в тесном контакте с родителями, могут научить ребенка эффективным способам общения со сверстниками и взрослыми.

Добиться того, чтобы гиперактивный ребенок стал послушным и покладистым, еще не удавалось никому, а научиться жить в мире и сотрудничать с ним — вполне посильная задача.

Шпаргалка для взрослых или правила работы с гиперактивными детьми.

1.Работать с ребенком в начале дня, а не вечером.

2.Уменьшить рабочую нагрузку ребенка.

3. Делить работу на более короткие, но более частые периоды. Использовать физкультминутки.

4. Быть драматичным, экспрессивным педагогом.

5. Снизить требования к аккуратности в начале работы, чтобы сформировать чувство успеха.

6. Посадить ребенка во время занятий рядом с взрослым.

7. Использовать тактильный контакт (элементы массажа, прикосновения, поглаживания).

8. Договариваться с ребенком о тех или иных действиях заранее.

9. Давать короткие, четкие и конкретные инструкции.

10. Использовать гибкую систему поощрений и наказаний.

11. Поощрять ребенка сразу же, не откладывая но будущее.

12. Предоставлять ребенку возможность выбора.

13. Оставаться спокойным. Нет хладнокровия -нет преимущества!

Задачи психокоррекционной работы с гиперакгивными детьми

-Развитие внимания ребенка (концентрация, переключаемость, распределение внимания).

– Тренировка психомоторных функций.

– Снижение эмоционального напряжения.

– Тренировка узнавания эмоций по внешним сигналам.

– Обучение детей выразительным движениям.

– Формирование у детей моральных представлений.

– Коррекция поведения с помощью ролевых игр.

Средства коррекции:

-этюды и игры на развитие психомоторных функций и регулирование поведения в коллективе.

– упражнения и игры, направленные на развитие у ребенка устойчивости, концентрации, переключаемое и распределения внимания.

– упражнения и игры, направленные на преодоление двигательного автоматизма.

-упражнения и игры, способствующие произвольному из
менению мышечного тонуса и релаксации.

ИГРЫ С ГИПЕРАКТИВНЫМИ ДЕТЬМИ

По исследованиям физиологов правое полушарие головного мозга – гуманитарное, образное, творческое – отвечает за тело, координацию движений, пространственное зрительное и кинестетическое восприятие.

Левое полушарие головного мозга – математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое –отвечает за восприятие– слуховой информации, постановку целей и построений программ. Единство мозга складывается из деятельности двух полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело).

Мозолистое тело (межполушарные связи) находится между полушариями головного мозга в теменно-затылочной части и состоит из двухсот миллионов нервных волокон. Оно необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое. Нарушение мозолистого тела искажает познавательную деятельность детей. Если нарушается проводимость через мозолистое тело, то ведущее полушарие берет на себя большую нагрузку, а другое блокируется. Оба полушарие начинают работать без связи. Нарушаются пространственная ориентация, адекватное эмоциональное реагирование, координация работы зрительного и аудиального восприятия с работой пишущей руки. Ребенок в таком состоянии не может читать и писать, воспринимая информацию на слух или глазами. Мозолистое тело (межполушарное взаимодействие) можно развить через кинезиологические упражнения.Кинезиология — наука о развитии головного мозга через движение. Существует уже 2000 лет, используется во всем мире. Кинезиологическими упражнениями пользовались Аристотель и Гиппократ. Своей молодостью и красотой Клео­патра также была обязана кинезиологии.

Читайте также:  Лук слизун полезные свойства

Развивая мо­торику, мы создаем предпосылки для становления многих психических процессов. Работы В.М. Бехтерева, А.Н. Леон­тьева, А.Р. Лурия, Н.С. Лейтеса, П.Н. Анохина, И.М. Сече­нова доказали влияние манипуляций рук на функции выс­шей нервной деятельности, развитие речи. Следовательно, развивающая работа должна быть направлена от движения к мышлению, а не наоборот.

Под влиянием кинезиологических тренировок в организ­ме происходят положительные структурные изменения. При этом чем более интенсивна нагрузка (в допустимых преде­лах), тем значительнее эти изменения. Сила, равновесие, подвижность, пластичность нервных процессов осуществ­ляется на более высоком уровне. Совершенствуется регулирующая и координирующая роль нервной системы. Данные методики позволяют выявить скрытые способности челове­ка и расширить границы возможностей его мозга. Занятия устраняют дезадаптацию в процессе обучения, гармонизи­руют работу головного мозга. Все упражнения нужно выполнять вместе с детьми, постепенно от занятия к занятию увеличивая время и сложность.

Упражнения необходимо проводить ежедневно , сначала правой рукой, затем левой, затем двумя руками вместе.

Я предлагаю Вам добавить к кинезиологическим упражнениям стихотворный ритм написанных мной маленьких стихотворений (СКАЧАТЬ)

Подбирая игры для гиперактивных детей, необходимо учитывать их особенности : импульсивность, очень высокую активность, а также неумение длительное время подчиняться правилам, выслушивать и выполнять инструкции (заострять внимание на деталях), быструю утомляемость. В игре им трудно дожидаться своей очереди и считаться с интересами других. Поэтому включать таких детей в коллективную работу целесообразно поэтапно. Начинать можно с индивидуальной работы, затем привлекать ребенка к играм в малых подгруппах и только после этого переходить к коллективным играм. Желательно использовать игры с четкими правилами, способствующие развитию внимания (СКАЧАТЬ)

Поведение гиперактивных детей может быть внешне похожим на поведение детей с повышенной тревожностью, поэтому педагогу важно знать основные отличия поведения одной категории детей от другой. Приведенная ниже таблица 1 поможет в этом. Кроме того, поведение тревожного ребенка социально не разрушительно, а гиперактивный часто является источником разнообразных конфликтов, драк и просто недоразумений.

Критерии первичной оценки проявлений гиперактивности и тревожности у ребенка

Источник: www.kurch-gim1.ru

Занятия для гиперактивного ребенка

Признаки гиперактивности у маленьких детей. Причины гиперактивности. Как помочь гиперактивному малышу. Есть ли вина родителей.

Наш сын с утра и до вечера, пока не упадет в кровать, не останавливается ни на мгновение. Я считаю, что он гиперактивен, но жена возражает и говорит, что он всего лишь маленький ребенок. Кто прав?

Вероятно, жена. Большинство родителей воспринимают кажущуюся бесконечной энергию малышей как гиперактивность. Однако лишь в одном случае из двадцати ставится диагноз «гиперактивное нарушение, связанное с дефицитом внимания».

Дети с гиперактивным нарушением в младенческом возрасте часто очень нервные и напряженные. Они плачут, дергают ножками, резко реагируют на звуки. Большинство таких детей становятся спокойнее по мере созревания их нервной системы. Как правило, это происходит к моменту достижения ими половой зрелости. Многие специалисты, однако, считают это состояние не «нарушением», а суперактивностью некоторых малышей в противоположность другим – очень спокойным, малоактивным детям.

Хотя считается, что гиперактивные дети медленнее усваивают уроки, на самом деле они имеют средний или выше среднего интеллект. Просто они кажутся рассеянными, поскольку не могут сконцентрировать свое внимание, часто отвлекаясь на посторонние вещи.

Гиперактивный ребенок не «плохой».

Он крутится просто потому, что не может сидеть спокойно. И никакой вины родителей здесь нет. Есть несколько теорий относительно гиперактивности, хотя причины ее возникновения по сих пор остаются неизвестными. Весьма вероятно, что существует несколько типов гиперактивности, каждый из которых вызывается своими факторами. В число этих факторов входят нижеперечисленные.

  • Незрелость. Для гиперактивных детей характерно более медленное развитие контроля над импульсами, эмоциями и координацией. По мере взросления их поведение улучшается.
  • Генетика. У некоторых детей гиперактивность проявляется из-за наследственных изменений функций щитовидной железы.
  • Пол. Гиперактивность в 4-7 раз чаще встречается у мальчиков, которые созревают медленнее, чем девочки.
  • До- и послеродовое окружение. Употребление алкоголя, сигарет или наркотиков матерью во время беременности, а также заболевания, перенесенные детьми в раннем возрасте, например энцефалит или менингит, могут привести к гиперактивности. Некоторые специалисты полагают, что она может быть связана с чувствительностью к какой-либо пище или пищевой добавке.
  • Повышенная возбудимость. Существует предположение, что гиперактивность является результатом обостренной реакции нервной системы на вполне нормальные раздражители (зрительные, слуховые) у некоторых особо чувствительных детей. Это выражается в неуправляемом поведении, эмоциональных вспышках и торопливости.

Иногда повышенная активность является проявлением высокого интеллектуального потенциала в сочетании с огромной энергией. Либо реакцией ребенка на какой-либо стресс, которого он не понимает и с которым не может справиться (возможно, плохие отношения между родителями либо родители сами пребывают в депрессии, употребляют алкоголь или наркотики, или вся семья живет в трудных, стесненных условиях).

Если вы озабочены поведением ребенка, прежде всего сравните его с поведением сверстников. Понаблюдайте за малышом в игровой группе, на площадке, поговорите с воспитательницей детского сада. Скорее всего вы придете к выводу, что ваш ребенок не многим отличается от других. Если же вам покажется, что поведение вашего малыша труднее контролировать, чем поведение его сверстников, присмотритесь к нему, определяя у ребенка признаки гиперактивности, не забывайте, что в той или иной мере они проявляются абсолютно у всех детей. О потенциальной проблеме может свидетельствовать только экстремальная степень выраженности того или иного признака гиперактивности.

Чем занять гиперактивного ребенка?

Большинство маленьких детей — настоящие сгустки энергии. Важно найти этой энергии безопасный, прием­лемый и не слишком утомительный для измотанных родителей выход. Если ребенок начинает лезть на стен­ку (на диван, тумбочку, стол), предложите ему потратить усилия на следующие действия (при необходимости под присмотром). Итак, занятия для активных малышей дома и на улице.

Занятия для активных детей дома:

  • замешивать и мять тесто,
  • взбивать подушку,
  • стучать по кастрюлям,
  • играть с игрушками-забавами,
  • мять глину,
  • танцевать под музыку,
  • заняться детской аэробикой (научите малыша на­гибаться, касаясь пальцев ног, подпрыгивать и делать разные упражнения),
  • кидаться подушками (там, где нет ламп и бьющих­ся предметов),
  • кувыркаться (на большом мате или ковре, подаль­ше от острых углов и других опасностей),
  • водить хоровод или двигаться под песенку,
  • бегать (для старших детей),
  • прыгать «в высоту»,
  • прыгать «в длину»,
  • плескаться в ванне.

Занятия для активных детей на улице:

  • бегать, прыгать, лазить,
  • на игровой площадке: качаться на качелях, скаты­ваться с горки, карабкаться по гимнастической лесенке или любой другой конструкции из стоек и перекладин,
  • катать большой мяч,
  • крутить педали на велосипеде или другой движу­щейся игрушке,
  • плескаться в детском бассейне,
  • в теплый дождь плескаться в луже,
  • кататься на роликах или коньках (для старших де­тей),
  • полоть сорняки (для малышей, которым это инте­ресно), копать землю лопаткой.

1″ :pagination=”pagination” :callback=”loadData” :options=”paginationOptions”>

Источник: mamsik.net